Не стоит прислушиваться к дилетантским советам, «капать маслом на белоснежную салфетку», разглядывать и обнюхивать его. Грязное и горелое масло может быть в коробке передач только при ее выходе из строя, что вы поймете гораздо раньше, по неправильному поведению трансмиссии.
Коробка передач – герметичный объем, не связанный с топливными коммуникациями, масло может потерять свои свойства только при естественном старении, загрязнении, связанном с повышенным износом узлов самой трансмиссии. Для многих современных иномарок смена масла в автоматической трансмиссии не предусмотрена вообще – оно заменяется вместе с самой коробкой передач.
Решение о замене масла может быть необходимым для пользователей старых моделей (до 2000 года выпуска), но и в этом случае лучше проконсультироваться с опытными работниками автосервиса. Ревизию состояния масла можно произвести, если автоматическая трансмиссия эксплуатировалась в экстремальных условиях.
К ним можно отнести ситуации, в которых:
- ваш автомобиль с АКПП подвергался буксировке (разрешается только в безвыходных случаях);
- вы буксировали другой автомобиль (не рекомендуется);
- совершалась длительная перевозка тяжелого груза;
- был длительный переезд по песчаным, снежным, грязевым покрытиям (особенно – с пробуксовками);
- применялась длительная ежедневная езда в городских пробках;
- постоянно использовался режим «спорт», «типтроник» (рекомендуется только эпизодически).
Особенно серьезно сказывается на автоматической трансмиссии буксировка на длинные расстояния – она может привести к выходу коробки передач из строя. Во всех других ситуациях, при щадящей эксплуатации АКПП – полную замену масла в АКПП нужно производить по регламенту, рекомендованному изготовителем. Обычные рекомендации говорят об интервалах между заменами в 30 – 60 тысяч километров пробега.
При этом необходимо учитывать, что большинство автосервисов не имеют возможности выполнить заводские требования полной замены трансмиссионного масла (за отсутствием специального оборудования). В них производится замена масла «самосливом», при этом значительная часть масла (2-3 литра) остается в узлах трансмиссии (гидротрансформаторах). Следовательно, происходит только частичная (до 50%) замена масла. В таких случаях рекомендуется менять масло вдвое чаще.
Кроме того, иногда недопустимо (запрещено изготовителем) смешивать трансмиссионные масла разного качества (фирмы-изготовителя). Поэтому будет не лишним убедиться, что механик знаком с этими условиями, знает, какое масло находится в вашей коробке передач, собирается залить такое же.
Автоматическая трансмиссия относится к разряду сложных механизмов, требующих правильного технического ухода. Каждый владелец автомобиля может принять решение о замене масла в любой момент, но лучше придерживаться сроков, рекомендованных изготовителем авто. Их можно прочесть в сервисной книжке автомобиля, но лучше получить консультацию на станции технического обслуживания.